Новости
RSS
Ярославская область
Административный центр
Крупные города
История Ярославля
География и климат
История Переславля-Залесского
История Ростова
История Углича
Экономика
История
Спорт в Ярославле
Администрация области
Обратная связь








Яндекс.Погода


.

Россвязьохранкультура остановила реставрационные работы в Ростовском кремле

2008-02-26
Как стало известно ИА REGNUM, специалисты этого ведомства были направлены в Ростов в связи с обращением ростовского районного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), Фонда «Возрождение Ростова Великого» и Некоммерческого партнерства «Наследие без границ», обеспокоенных искажением исторического облика одного из памятников Ростовского кремля — церкви Воскресения Христова (1670 г.), которые происходили в ходе реставрации. Возмущение общественности вызвала покраска храма в необычный ярко-розовый цвет и изменение цвета и фактуры его глав в результате покрытия их современным кровельным материалом.

«Ростовский кремль является объектом культурного наследия федерального значения, поэтому подходы к реставрации его памятников, включая выбор материалов и технологии ведения работ, требуют особой тщательности», — подчеркнула в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заместитель начальника отдела регулирования реставрационной и градостроительной деятельности Управления государственной охраны объектов культурного наследия Россвязьохранкультуры Людмила Страхова.

Напомним, что Ростовский кремль, как принято его называть, а точнее ансамбль митрополичьего двора, построенный 60-90-х гг. XVII века по заказу митрополита Ростовского Ионы Сысоевича, приобрел привычный для нас вид после комплексной реставрации, проведенной в 1950-60-х гг. под руководством Владимира Баниге. Неслучайно эта работа, санкционированная ведущими специалистами страны, считается хрестоматийным примером научной реставрации. Парадоксальным образом ее успеху способствовали серьезные разрушения кремля в результате смерча в 1953 году. В течение нескольких лет были проведены тщательные натурные обследования памятников — архитектурные обмеры, исследования технических особенностей каждого здания, выявление подлинных архитектурных форм, скрытых позднейшими искажениями, архивные и археологические исследования. Особенный акцент был сделан на использовании аутентичных материалов кровель (тёс, лемех и так называемое «белое», т.е. лужёное железо) и на воссоздании первоначального колористического решения ансамбля. При специальном исследовании покрасок всех зданий был выявлен исходный «розовато-молочный», по определению Баниге, цвет, оттенки которого различались на разных зданиях. В результате памятники Ростовского кремля получили известково-цемяночную обмазку, выполненную в соответствии со старинной технологией, и достаточно сложное цветовое решение. Стены и башни были побелены эталонным тоном, храмам Воскресения и Григория Богослова был придан розоватый оттенок, церкви Иоанна Богослова — разбеленный, церкви Спаса на Сенях, Белой палате, звоннице — наиболее разбеленный, Красной палате, Часобитной башне — наиболее яркий розовый оттенок.

В результате Владимиру Баниге удалось не только восстановить здания Ростовского кремля в их исторических формах, но и возродить наиболее тонкую и трудно уловимую составляющую культурного наследия прошлого — красоту и гармонию облика целостного ансамбля — одного из вершинных достижений древнерусской архитектуры.

«Резиденция Ионы Сысоевича, созданная простыми и скромными строительными средствами, имела сияющий и, можно сказать, блистательный вид: зеркальные поверхности тридцати лучезарных маковиц, атласный блеск лемеха на кубовых башнях (т.е. имеющих завершение сложной формы — прим. ИА REGNUM), кольчужный тон тесовых покрытий, розовато-молочная воздушная покраска стен и зданий — все эти оттенки соединялись в единую гамму серебристо-серых и светло-розовых тонов, составляя чудесное, насыщенное светом оформление архитектурного ансамбля», — писал о Ростовском кремле Владимир Баниге.

Восстановленный в подлинном историческом облике Ростовский кремль стал одной из жемчужин Золотого кольца России и одной из визитных карточек Ярославской области.

Однако XXI век принес памятникам Ростова Великого новые проблемы. Грубые нарушение действующего законодательства были отмечены после передачи Церкви ряда объектов бывшего митрополичьего двора. Так, при приспособлении Звонницы Успенского собора (1690 г.) под действующую церковь в 2005-2006 гг. в интерьере памятника без проектной документации и без разрешения органов охраны культурного наследия были заменены подлинные кирпичные полы и растесана кирпичная кладка внутренних проходов. Эти нарушения не исправлены и по сей день.

Начатые во второй половине 2007 года ремонтно-реставрационные работы на Воскресенской церкви — покраска фасадов и замена кровельного материала глав — велись по заказу музея-заповедника «Ростовский кремль» подрядной организацией из Ярославля — высотной строительно-ремонтной фирмой «Вершина». Авторский надзор осуществлял архитектор-реставратор первой категории Александр Рыбников — руководитель научно-производственной реставрационной мастерской «Яблоко» из пос. Борисоглеб.

В августе 2007 года работники фирмы «Вершина» с помощью моечных аппаратов высокого давления, действующих жесткой водяной струей, очистили большую часть фасадов от остатков прежней обмазки, выполненной десять лет назад. Затем стены были покрыты шпатлевкой ярко-розового цвета. Одновременно велись работы по замене покрытия глав на новое, выполненное из оцинкованной стали с матовым полимерным покрытием серого цвета.

Как сообщила ИА REGNUM Людмила Страхова, проведенная проверка установила, что разрешение на производство работ было выдано Верхневолжским управлением Россвязьохранкультуры на основании проектной документации, разработанной в 1956 — 1960 гг., однако реальные действия реставраторов оказались далеки не только от духа, но и от буквы классического проекта Владимира Баниге. Несоответствие утвержденной в установленном порядке проектной документации и стало формальным основанием для приостановки работ на Воскресенской церкви. Реставраторы успели покрыть новым материалом центральную главу храма и почти закончили покрытие одной из малых глав; отделка фасадов была остановлена на середине. К работам на храме Иоанна Богослова, главы которого также планировалось покрыть аналогичным современным материалом, приступить не успели.

«После приостановки работ мы затребовали на рассмотрение проектную документацию, которой в действительности руководствовались реставраторы, и не утвердили ее, — сообщила Людмила Страхова. — Использованный кровельный материал не соответствует историческому облику памятника. Кроме того, не были выполнены пробы и лабораторные исследования, необходимые для обоснования применения выбранных фасадных материалов».

Согласно представленным на рассмотрение Россвязьохранкультуры технологическим рекомендациям к поведению реставрационных работ по фасадам и кровельным материалам куполов, разработанным ООО «Вершина», выбор материала для покрытия глав храма объясняется следующим образом: «В настоящее время кровельное луженое железо вышло из употребления и не изготовляется. (…) Наиболее подходящим современным материалом является оцинкованное железо с нанесенным полимерным покрытием. Такой материал обеспечивает долговечность (40-50 лет) и сохраняет свой цвет, совпадающий с цветом луженого железа, в течение 15 лет». «Высококачественную покраску» фасадов храма предполагалось выполнить с использованием современных известковых материалов и в два этапа — сначала нанести шпатлевку, а затем произвести окончательное окрашивание. Страницы: · 1 ·  2